Гоночная команда – это группа людей, главной задачей которых с пятницы по воскресенье является погоня за секундами и долями секунд.


Автоспорт – уникальная область, в которой вся работа происходит на высшем градусе эмоций. Вы никогда не пробовали анализировать мельчайшие нюансы траектории пилота в повороте в тот момент, когда сердце обрывается куда-то в пятки, а потом подскакивает до ушей? Коллеги по команде на пит-волле понимают друг друга без слов, а уж как удаётся руководителю команды найти нужные формулировки для пилотов, проносящихся мимо на скорости 267 км/ч, и не перепутать при этом кнопки на рации – это загадка. Но если возможно общим усилием воли задержать время хоть на мгновение, то около 0,03 секунды с круга мы пилотам точно подарили...


***


Профессиональная гоночная команда – это коллектив, в котором каждый не только чётко знает, что ему делать, но и умеет это делать безупречно. И при этом старается сделать свою работу ещё лучше, чем в предыдущий раз.

 


Гоночный мир совершенно особенный, поэтому неожиданно всплывающие аналогии с «нормальной» жизнью особенно трогательны. Валлелунга, пре-грид – построение автомобилей перед тем, как отправиться на пит-лейн и дальше на трассу. Казалось бы, это царство брутальности – но только если не смотреть на механиков. Те ведут себя с автомобилями точь-в-точь как бабушки перед праздником в детском саду – по сотне раз заставляют любимое чадо высморкаться, расправляют на нём бантики, стирают с детских щёк следы шоколада и бедром отпихивают других родственников, которые по неосторожности подошли слишком близко и могут помять деточке накрахмаленную рубашку.


***


Особенная гоночная команда – это команда, которая после сложного и не слишком удачного гоночного дня собирается вечером на девичник: босс, инженер, менеджер, обозреватель и приглашённая гостья, победительница фотоконкурса.


Здесь я не буду вдаваться в подробности – наши девочковые беседы должны остаться за кадром – но оцените сам факт!


***


Вот поверьте мне, человеку, который немало работал в командах, причём, в отличие от механиков, не готовит автомобиль к гонке; в отличие от пилотов, не умеет быстро ездить; в отличие от менеджеров, не занимается организацией выезда, а просто всё время сидит за компьютером и периодически суётся с диктофоном к людям за работой (высший пилотаж – выбирать для этого наиболее напряжённые моменты, когда на любой вопрос у интервьюируемого возникает в голове только один ответ: «Только тебя тут не хватало!»). Так вот, поверьте мне. Классная гоночная команда – это команда, в которой каждый чувствует себя ценным и необходимым. Где ценят друг друга и как профессионалов, и просто как людей, с которыми приятно проводить время с пятницы по воскресенье. Это команда, в которой людям нравится друг с другом посмеяться. Всем вместе.

 


***


Валлелунга, гостиница неподалёку от трассы, тёплый сентябрьский вечер. Вокруг маленького столика сами собой появляются плетёные кресла, на столике – напитки. Немецкий инженер и украинский пилот обсуждают игру «камень-ножницы-бумага» - оказывается, на немецком она называется Schnick-Schnack-Schnuck, и эти слова не имеют никакого смысла. Аня Гольц восхищается логикой русского названия, объясняющей правила.

 

Рядом украинская руководительница команды учит русскому языку французского пилота.


- Как тебя зовут?
- Меня зовут Ком! – рапортует тот на русском без малейшего акцента.
- Сколько тебе лет?
- Я не знаю!
Греческий менеджер команды спешит поучаствовать в беседе. Дождавшись, пока все отсмеются, он торжественно изрекает по-русски:
- При-ду-рок!
Снова хохочут все хором, включая и грека Стелиоса, и француза Кома.

 

Разговор перескакивает с английского на итальянский, потом на русский, пока Ком не вскакивает с места, старательно артикулируя:
- Хватит по-рррусски!
- Сильвупле, - ехидно отзывается русскоязычная часть команды и, перебивая друг друга, начинает поспешно переводить на английский предыдущий фрагмент беседы.


***


В Цунами умеют улыбаться всегда.

 


Главный механик Виталий Тимановский даёт интервью. Дело важное, он очень серьёзен, подыскивая нужную формулировку. И в этот ответственный момент его нежно чмокает в щёку небритая физиономия, а волосатая рука суёт ему за шиворот ледяную бутылку воды из холодильника: коллеги решили сбавить излишний пафос.


***


Поздний вечер после гонки, мы возвращаемся в гостиницу, за рулём – Ком Ледогар. На хайвее в свете фар неожиданно возникает фигура бредущего (пешком! по трассе! в темноте! в серой одежде!) пешехода.


- Вы тоже его видели? – неуверенно спрашивает Ком, резко переложив машину, чтобы объехать этого сумасшедшего.
- Конечно! – авторитетно заявляю я. – Это же знаменитое привидение Валлелунги!
- Я не верю в привидения! – отмахивается Ком.
- Как ты можешь в них не верить, когда только что видел привидение своими глазами?! – парирую я.

 

Весь оставшийся вечер Ком особенно задумчив. Материалистическая картина его мира дала трещину.


***


«Игра в привидения» в команде вообще популярна. В Маньи-Кур Стелиос Факалис, придя к себе в номер, заподозрил неладное благодаря приоткрытой дверце стенного шкафа. Оттуда с радостным криком «бууу!» выскочил Александр Гайдай. Стелиос очень радовался своей внимательности. Он же не знал, что в плетёном сундуке по-прежнему прячется наш фотограф Акис Темперидис...

 


***


Весь уик-энд не покидала меня мысль о том, какая сложнейшая задача – собрать вместе людей, каждый из которых профессионал своего дела, и чтобы при этом всем настолько было бы комфортно вместе. Противостояние физиков и лириков, не говоря уж о политической грязи, не коснулось Tsunami RT. Для этого нужен какой-то особый талант, которому, наверное, и названия-то ещё не придумано. Но он, определённо, существует: иначе разве продолжала бы свои выступления команда, в которой пилот – муж руководительницы, и при этом они до сих пор друг друга не поубивали?!

 


***


Поэтому, где бы мы ни были сейчас – в Киеве, Львове или Москве, в Одессе, Афинах или Салониках, в Лионе или итальянских городах – мы всё-таки вместе. Мы – команда. И это так здорово. Дуже добре. Très bien. Benissimo. Sehr gut. Πολύ καλό.


С любовью,
Ирина Боярская