«Куда едем-то?» Это не только вопрос водителя такси, которое вы поймали ночью в чужом городе. Это главный вопрос, который ставит перед собой спортивная команда перед началом нового гоночного сезона. И кто же сможет ответить на него лучше, чем руководитель команды? Слово – Ирине Коломейцевой:
В межсезонье у нас было время рассмотреть самые разные варианты и взвесить все «за» и «против». Теперь планы окончательно оформились.
Прежде всего – о задачах на сезон. Главная цель – сохранить лидерство в PCCI среди команд и поставить победную точку в личном зачёте. Надеюсь, судьи не станут ставить нам палки в колёса, как (что уж скрывать) было в прошлом году. Мы хотим выиграть, и это не просто желание: на нас уже лежит определённая ответственность. Мы не станем почивать на лаврах от того, что стали командой №1 в Италии, а должны работать ещё усерднее, чтобы это... нет, не подтвердить, никакого подтверждения тут уже не надо – но чтобы продолжить в том же духе. Знаешь, бывает, что команда работает по синусоиде, после подъёма идёт спад. Так вот, у нас спада не будет.
Итак, в Porsche Carrera Cup Italia мы хотим сохранить лидерство, а во французской серии Александр Гайдай будет бороться за чемпионский титул в Дивизионе В. Вот это и есть задачи – и планы – на сезон.
Теперь о новом Porsche GT3. Сразу после окончания предыдущего сезона мы запланировали взять этот автомобиль, провели тесты с Александром Гайдаем и стали обсуждать возможность выезда на endurance-гонки.
Мы рассчитывали быстро взять машину и поехать на ней в Дубае, но у Porsche была некая задержка с выдачей клиентских машин. Тогда мы стали обсуждать с Porsche возможность взять автомобиль на этот сезон, ехать GT Италии и длинные гонки, но главное, что нам требовалось – это техническая поддержка от компании Porsche: на каждую гонку заводской инженер и грузовик с запчастями. Понятно, что расходные материалы – привода, колодки и т.п. – всё равно нужно иметь. Но омологация – тонкая штука: иногда даже малейшее касание на трассе может привести к тому, что понадобится маленькая деталь, и если её тут же не поменять, ты не сможешь продолжить гонку. К сожалению, компания Porsche не смогла гарантировать, что в этом сезоне предоставит грузовик с запчастями на каждую гонку в календаре.
Поэтому было принято решение взять машину GT3 в конце сезона-2016 и тогда провести тестовую сессию и для пилотов, и для механиков. Дело в том, что кубковый автомобиль и GT – это две разные машины. Пилотам чуть проще: управлять этим автомобилем приятно, но она немного сложнее с точки зрения работы механиков. А сразу бросаться в новую серию и учиться на своих ошибках в боевом режиме – это уже не наш стиль. Поэтому мы возьмём машину к осени, будем проводить тесты, обучать персонал работе с ней, а потом уже поедем и будем сразу претендовать на высокие места. Это новый проект Porsche, достаточно амбициозный, и нам хочется соответствовать ему и своей репутации.
Сезон для нас откроет гонка «12 часов Мюджелло». По её итогам можно уже будет сделать выводы, как мы работаем длинные гонки, все ли находятся на своих местах. Мы в первый раз таким составом команды – с этими механиками, менеджментом, пилотами – поедем длинную гонку, и для меня это будет очень показательно; будут приняты многие решения на сезон-2017.
- Ты всегда смотришь на такую далёкую перспективу?
Не всегда. Я уже говорила, что часто принимаю спонтанные решения, я часто бываю эмоциональна. Но даже в момент эмоционального порыва та доля моего мозга, которая отвечает за логику, не отключается. Я иду за своим сердцем, но мозг-то просчитывает.
Но, конечно, я стараюсь смотреть на перспективу, хотя мне, как человеку несистемному, это сложно. Я просто знаю, что нам – туда. Я же штурман. А почему туда – это я уже потом смогу объяснить.
- Как принимаются стратегические решения в команде? Делаешь ли ты это единолично или сперва узнаёшь пожелания пилотов?
Конечно, пожелания пилотов учитываются. Им должно быть это интересно, они должны сохранять мотивацию. Но! Если завтра пилоты решат, что они хотят ехать чемпионат Луны, я подумаю, что это офигенно круто, но на Луну мы не поедем. Потому что команда состоит не только из руководителя и пилотов. Когда пилот проехал гонку, он едет домой, садится на диван и занимается своими делами. А механики продолжают работать. Наш график таков, что за три дня требуется собрать, скажем, машину Гайдая, в которую в минувшее воскресенье въехал Фульдженци. И вот менеджеры мечутся, собирают необходимые запчасти, чтобы они были в воркшопе, а механики это всё крутят. И нужно понимать и уважать их жизнь: у них есть семьи и право некоторые выходные проводить с ними. А ещё – хоть иногда уходить с работы в 6 часов вечера и в 7 часов пить вино и ужинать со своей семьёй, а не работать до двух часов ночи.
Я-то могу хотеть всё что угодно, но мне не приходится крутить гайки или ездить по полторы тысячи «боевых» километров в неделю. Поэтому я, в первую очередь, прислушиваюсь к тому, что говорят люди вокруг, а не просто фонтанирую идеями. Вот так принимаются решения – учитываются интересы каждого члена команды. Потому что если хоть что-то неправильно, рухнет всё. Моя задача – построить стратегию с позиции рациональности и при этом не заколебать всех в хлам.
- Что ещё, кроме интересов членов команды, учитывается при разработке планов на сезон?
Всё очень просто и логично. Первое: ставим задачу – укрепить своё лидерство, выиграть сезон. Но ничего не выигрывается просто так. Это можно, скажем, в чемпионате Замбези. А если говорить о высоком мотоспорте, то любая победа – это некий путь. Вот и смотри: у нас есть кубковая машина – соответственно, мы можем выбирать среди кубковых серий. Мы находимся в Сан-Марино, и было бы просто кощунством не ехать Италию, тем более, что она стала такой интересной. Франция от нас не очень далеко, и французский чемпионат сам по себе интересен, а в этом году он станет ещё более массовым. Англия – это уже далеко, это большие транспортные расходы. И получается, что обладая определённым автомобилем, мы имеем не такой широкий географический выбор серий, где мы могли бы ехать.
В следующем году, когда мы возьмём GT3, вот тогда будут приниматься новые решения, куда мы будем развиваться. Мы будем говорить с менеджментом команды, с механиками, с Porsche, чтобы согласовать календари, определить экономику и непременно учитывать, что человеческие возможности и работоспособность ограничены.
-Ты сказала, что итальянский Кубок станет очень интересным. Тебе нравятся изменения, которые в этом году нас ждут?
От формата, который я видела в регламенте, я просто в восторге. Я, как раллийная душа, привыкла к постоянному экшну. Я как-то уже говорила, что самое сложное в кольцевых гонках для меня лично – это период ожидания между квалификацией и гонкой... И в этом сезоне итальянцы наполнили три гоночных дня большим экшном. Это даёт всем море удовольствия. Мы получаем длинную гонку и два спринта, пилоты получают больше наката, механики получают возможность отработать некие действия, которые понадобятся в endurance-гонках. То есть, на бумаге мне всё очень нравится, итальянцы молодцы, смогли разнообразить серию, влить в неё новую кровь. Это создаёт интригу в чемпионате, красивую картинку. Я с нетерпением жду начала сезона, чтобы посмотреть, как это всё будет в реальности.
Французы тоже не стоят на месте. Они оставили всего 2 уик-энда на территории Франции, пошли по пути выхода на новые трассы. Это новые эмоции, это вызов для инженеров по настройке машин. Возможно, это более затратный вариант, но он однозначно даст возможность командам расти и развиваться, что непременно сделает команды лучше. Очень важно для нас, что французские организаторы согласились в этом году, чтобы в зачёт чемпионата в Дивизионе В шли только пять гонок из шести. Для нас это очень важно, потому что один этап PCCF совпадает с итальянским, и теперь мы имеем полное право пропустить эту гонку.
- Что ты чувствуешь перед сезоном в новом статусе главы лучшей команды в Италии?
Я с нетерпением жду начала сезона. В процессе устаёшь, конечно, много переживаний с этим связано. Но если у тебя высокококтановое число крови, то долго без автоспорта ты не можешь. Когда тридцать машин стоят на стартовой решётке, готовые ринуться в бой – в этот момент забываешь обо всём. Так что да – я жду первого старта, очень жду.
А что касается чемпионского титула... С тех пор, как я основала эту команду, мы выиграли чемпионат Украины, потом я стала абсолютной чемпионкой России, в 2009 мы выиграли в командном зачёте украинские чемпионаты и по ралли, и по кольцевым гонкам... То есть, мы всегда делаем каждый следующий шаг сложнее предыдущего. И для меня предвкушение от нового сезона в статусе чемпионов выражается в одной фразе: мы не собираемся останавливаться. Только вперёд!