О том, как видит себя наша команда в Кубке Porsche, мы уже достаточно рассказывали... и показывали: титул чемпиона Италии – наглядная демонстрация этого представления. А вот как чувствует себя Tsunami RT Centro Porsche Padova в гонках на выносливость? Свою тестовую гонку мы завершили серебряным подиумом, но из обучающего курса продолжительностью в 12 часов можно сделать много полезных выводов. Которыми и готова поделиться Ирина Коломейцева.

 

 

Для нас эта гонка была очень серьёзным экзаменом. В этом составе для Цунами это первая эндуранс-гонка, а значит, и результат, и ответственность на 100% принадлежат нам. Это был вызов не только мне, но и каждому члену команды; все мы должны были показать, на что мы способны. И не только каждый лично, как механик, инженер, координатор, а на что способна команда как единый организм.

 

Эндуранс – это такая плотная командная игра. Одна из главных её особенностей заключается в том, что за 8-12-24 часа люди очень сильно устают. И тогда на первый план выходят эмоции. Я довольна тем, что большинство людей в команде смогли совладать с этой ситуацией, отдавая себе отчёт, что эти эмоции – просто последствия усталости, и продолжали делать свою работу хорошо.

 

 

Что касается результата, мы сделали практически невозможное при тех проблемах, которые мы имели. Немаловажным моментом в любых длинных гонках является наличие удачи, и она нам улыбнулась во второй день. Конечно, была и просчитанная стратегия, и построенная тактика, но нужно было ещё немножко удачи, и она была к нам благосклонна. Вот этот микс и привёл к тому, что мы очень довольны – тем, что смогли это сделать, тем, что поняли, что можем работать в экстремальных условиях, и тем, что мы действительно команда – в том понимании, в каком мы и хотим существовать.

 

Эндуранс – это такая канитель, которая выигрывается не на скорости пилотов, а на стабильности, на понимании тактики и на работе механиков. Я сейчас поясню, это простая математика. При прочих равных условиях – когда у тебя такие же быстрые пилоты, так же хорошо подготовлена машина, как и у соперников – то эти секунды, которые ты отыгрываешь, ты собираешь на пит-стопах. А если ещё у тебя и у соперников что-то сломалось, то если ты можешь починить это на две минуты быстрее, ты выигрываешь уже очень много – целый круг.

 

 

Круг в гоночном процессе при прочих равных условиях очень сложно отыграть: ведь основные соперники – это не те, кто проигрывает тебе по 10 секунд с круга. Поэтому невозможно менять колёса в расслабленном состоянии или забывать заправить автомобиль, думая, что сейчас выйдет Ком Ледогар и всё равно отыграет отставание – нет. Мы понимали, что нам, во-первых, нужно держать темп – не супервысокий, потому что эндуранс – не место для сверхскоростей, но достаточно высокий – и чтобы пилот держал концентрацию.

 

Вот, кстати, ещё один нюанс гонок на выносливость. Если ты очень сильно выигрываешь, если ближайший соперник в 10-15 минутах от тебя, а это уже конец гонки, и спешить тебе некуда, то многие начинают сдерживать пилотов, говорить: давай ехать помедленнее. И тогда пилот теряет концентрацию. Часто именно в такие моменты случаются аварии: он уже едет расслабленный, а спортивная машина – как красивая женщина, она требует соответствия. Поэтому я никогда, никогда не скажу пилоту, едущему свою сессию: «сбрось скорость», чтобы он не потерял концентрацию. Пилоту нужно быть на финише.

 

 

Так вот, возвращаясь к важности пит-стопов. Самым приятным сюрпризом в Мюджелло стала для меня работа наших механиков на пит-стопах – то, с какой страстью они работали, сколько души вкладывали в каждое своё действие. Я оценила каждого из них и очень гордилась ими. Когда наши пилоты приезжали на пит-стоп, многие оборачивались специально, чтобы посмотреть, как мы красиво и быстро это делаем.

 

Полезный урок – уделять в будущем больше внимания настройкам автомобиля. Всегда ищешь баланс между надёжностью и скоростью. В первый день мы сделали ставку на скорость и проиграли в надежности, от этого были проблемы. Баланс надо выверять точнее, чуть поумерив амбиции в отношении скорости. Теперь мы это знаем.

 

 

 

Что касается управления ходом гонки... Конечно, это нервы, я всегда переживаю. Приходится принимать быстрые решения, вести коммуникацию с большим количеством людей. И каждый момент принятия решения характерен тем, что у тебя всегда есть возможность ошибиться. Координатор, тим-менеджер, инженер – это люди, которые находятся на пределе концентрации с момента начала свободных практик и потом все 12 часов гонки. Так что с четверга по вечер субботы мы находились в постоянном напряжении. В те 4-5 часов, когда удалось поспать, мне снились сны про стратегию на гонку.

 

 

Дело в том, что в эндурансе нет идеального алгоритма, который можно один раз выучить и потом всегда ему следовать. Есть некоторые вещи, которые знает и использует каждый тим-менеджер, но всегда есть нюансы. Ситуация меняется каждые 2-3-5 минут, и ты постоянно находишься в состоянии стресса и в состоянии принятия решения. И ты никогда не можешь быть уверен на 100%, что вот именно сейчас, принимая это решение, ты будешь прав.

 

Но мне нравится эта работа, нравятся гонки на выносливость... хотя, конечно, в воскресенье утром, после финиша, я чувствовала себя так, будто по мне проехал поезд. Эндуранс – это такой живой дышащий организм, требующий постоянного внимания, но за это я и люблю такие гонки.

 

 

Конечно, мы дополнительно будем работать над скоростью замены каких-то деталей автомобиля. 12 часов – это всё-таки не сутки, а вот в 24-часовых гонках что-то уже может выйти из строя и потребовать замены.

 

И когда это будет не 12-часовое соревнование, а 24 часа – мы справимся, выдержим и ещё всем класс покажем. Мы очень высоко мотивированы. И это не шапкозакидательство, наша мотивация строится на простых ежедневных вещах, которые мы делаем каждый день, которым мы ежедневно учимся и стараемся делать их лучше. Так что у нас есть, куда расти и чем заниматься, и я теперь вижу чёткий план того, как идти в этом направлении.

 

 

Фото: Akis Temperidis и Petr Frýba
Фотогалерея 12-часовой гонки в Мюджелло>>>